История развития отечественных металлических конструкций

Развитию металлических конструкций способствуют развитие науки, техники, способов металлообработки, а также их потребностям в экономике. Историю развития этого направления в строительстве можно разделить на 5 этапов.

Первый этап (с 12 до начало 17 века)

В те времена металл применялся только в уникальных сооружениях, таких как дворцы и храмы. В основном это были скрепы для кладки и металлические затяжки, которые выковывались из кричного железа и скреплялись на штыри. Первой из известных конструкций такого рода является Успенский собор во Владимире, построенный в 1158 году.

Первая металлоконструкция

Еще одна металлическая конструкция, поддерживающая пол чердака и каменный потолок над коридором между притворами в храме Василия Блаженного. В этой конструкции, уникальной по тем временами, используются стержни, работающие на изгиб, сжатие и растяжение. Конструктор понимал, что для работающих на изгиб затяжек нужно применять полосы, а работающие на сжатие подкосы должны быть квадратного сечения.

Второй этап (с начала 17 до конца 18 века)

В строительстве активно применяются наклонные металлические стропила. Появляются купольные пространственные конструкции, так называемые «корзинки», с помощью которых делают купола церквей. Стержни таких конструкций выполнены из кованых брусков, и соединены замками.

Конструкции 17 века

Многие из таких сооружений сохранились до наших дней. Сюда можно отнести перекрытия Большого Кремлевского Дворца, купола колокольни Ивана Великого и Казанского собора в Петербурге.

Третий этап (с начала 18 до середины 19 века)

Был освоен процесс литья чугунных деталей и стержней, что позволило начать строительство чугунных мостов, перекрытий промышленных и гражданских зданий. Соединение осуществляется при посредстве болтов или замков. Самой первой чугунной конструкцией в России считают перекрытие крыльца Невьянской башни, сделанной в 1725 году.

Значительно позже, в 1784 году, построен первый чугунный мост в Петербурге. Наружная оболочка купола Исаакиевского собора, выполненная из легкого металла, опирается на чугунную конструкцию. Александрийский театр перекрыт чугунной аркой с 30-ти метровым пролетом. Самый крупный в мире чугунный мост — Николаевский, имеет 8 арочных пролетов.

Чугунные конструкции

В 50-е года 19 века стропила трансформируются в более совершенные, смешанные железочугунные фермы. Изначально они не содержали раскосов, но впоследствии появились и они. Соединялись элементы на болты через проушины.

Четвертый этап (с середины 19 до начала 20 века)

Быстрый технический прогресс в металлургии и металлообработке позволил заменить процесс получения железа более совершенными. Сначала кричный процесс был заменен пудлингованием, а уже в конце 19 века, железо из чугуна стали выплавлять в мартеновских и конвертерных печах.

В 30-х года 19 века появляются заклепочные соединения, развивается дыропробивной процесс. В 40-х годах появляется профильное железо и прокатный лист. На протяжении 100 последующих лет изготавливаются клепаные металлоконструкции, а сталь практически полностью вытесняет из строительства чугун, как более совершенная.

До конца 19 века в России для строительства зданий используются треугольные металлические фермы, конструкция их постепенно совершенствовалась, болтовые соединения уступили место заклепочным.

Яркими примерами рамно-арочных конструкций тех времен, используемых для перекрытия больших пролетов, являются покрытия Сенного и Варшавского рынков, Гатчинского вокзала.

Рамно-арочные конструкции

Рост сети железных дорог спровоцировал развитие металлического мостостроения. Развитие конструктивных форм металлических конструкций, изменение технологий изготовления и монтажа, позволили перенести принципы проектирования в мостостроении на гражданские и промышленные объекты.

Развитие металлургии и машиностроения требовало оборудования производственных сооружений мостовыми кранами. Постепенно увеличивалась не только грузоподъемность, но и насыщенность производства кранами, они стали востребованы во многих отраслях. Металлический каркас здания стал поддерживать не только ограждающие конструкции, но и пути мостовых кранов. Основным несущим элементом каркаса стала поперечная рама с колоннами и ригелями.

Огромный вклад в развитие металлоконструкций тех времен внесли такие люди как: Кербедз, Белелюбский, Проскуряков, Ясинский, Шухов, Прокофьев.

Пятый этап (послереволюционный)

Начиная с 20-х годов 20 века, государство начало масштабную программу индустриализации страны. Развивающаяся металлургия позволила вместо малоуглеродистой, использовать более прочную, низколегированную сталь. К концу 40-х годов клепаные конструкции уступают место сварным, как более легким и экономичным на тот момент.

В середине 20 века существенно снижается масса конструкций, что в свою очередь позволяет возводить сооружения куда больших размеров. Тогда же начинают использоваться алюминиевые сплавы. Главстальконструкция (единая система, объединявшая в себя заводыи монтажные организации) выполняла основной объем строительства металлоконструкций, в период с 1930-1980 годов увеличив его в 20 раз.

Большой объем строительства и повторяемость конструкций способствовали типизации конструктивных схем и основных элементов зданий. Типизировались отдельные виды производств (прокатные, литейные цеха), пролеты мостов, радиомачты и т. д.

Стандартизация и унификация снижали трудоемкость изготовления металлоконструкций и их монтажа. Развитие школы проектирования тех времен идет по принципу экономии стали. Благодаря всем этому становится возможным строительство таких уникальных зданий как сборочный цех с пролетом 120 метров и 15-ти тонными кранами, подвешенными на высоте 56 метров. Здание Атоммаша, со сверхтяжелыми кранами, грузоподъемностью 600 и 1200 тонн.

Здание атоммаша
В 50-х годах все металлоконструкции в Советском Союзе стали рассчитываться по более совершенному методу предельных состояний (ранее использовался метод допускаемых напряжений).

Появление ЭВМ и САПР (системы автоматического проектирования) повысили качество и скорость проектирования.

Значительный вклад в развитие металлоконструкций в советский период внесли проектные и научные организации, которые возглавляли ведущие инженеры и профессора того времени. Стрелецкий, Патон, Мельников и другие.

Вам может также понравиться...